Суэцкий канал история и наши дни

Суэцкий канал — Среди великих технических достижений человечества Суэцкий и Панамский каналы выделяются грандиозностью инженерной мысли, которую сумел воплотить в реальность инициатор строительства — французский инженер Фердинанд Мари Лессепс. Идея построить судоходную артерию, соединяющую Средиземное и Красное моря, возникла уже в седой древности.

Суэцкий канал история и наши дни:

Придя к власти, фараон Сети I начал постройку канала от Нила до Красного моря. Строительство, во время которого погибло свыше 100 тысяч египетских рабов, завершил Рамсес II. Пресноводный Канал фараонов протянулся от Бубастиса — культурного и экономического центра на Ниле — до озер Тимсах и Амер и далее вел к Суэцкому заливу. Русло канала было настолько широким, что в нем легко могли разминуться два корабля.

Суэцкий канал на карте:

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт


В период упадка Древнего Египта водный путь был заброшен и возродился лишь при Дарии I — после того, как персы захватили Египет. Греческий историк Геродот писал, что канал стал кратчайшей дорогой между морями, которую мореходы преодолевали за 4 дня. Наместники Римской империи канал реконструировали, но со временем он заилился и в VIII столетии был окончательно заброшен.

Вспомнили о нем лишь при Людовике XIV и Наполеоне Бонапарте, но французские инженеры ошибочно подсчитали, что разница в уровне между Средиземным и Красным морями составляет 32 стопы, и работы были прекращены. Ошибку обнаружили, но идея возобновить судоходство по каналу уже никого не заинтересовала — все внимание грузовладельцев было приковано к железной дороге, которая должна была соединить Каир и Суэц.

Однако идея соединить Средиземное море с Красным оставалась забытой недолго. Французский инженер Фердинанд де Лессепс получил от египетских властей разрешение на строительство канала через Суэцкий перешеек. В этом предприимчивого инженера поддержал не только Садык-паша, вице-король Египта, но и ряд французских акционеров, которые согласились вложить свои капиталы в акционерное общество «Всеобщая компания Суэцкого морского канала».

 

Суэцкий канал

Суэцкий канал

На строительстве сначала трудились в основном местные жители, и лишь когда трудоемкие операции были механизированы, сюда начали прибывать рабочие из Европы. Тем не менее, работа шла в трудных условиях пустыни, а питьевая вода доставлялась за многие километры на верблюдах и ослах.

До тех пор, пока вдоль будущей трассы не прорыли канал с питьевой водой, канал прокладывали с севера на юг, и только с улучшением условий труда появилась возможность продолжить работу в обоих направлениях. Хотя на этой стройке одновременно трудились 25 тысяч человек, работы шли 10 лет, и все это время Лессепс лично контролировал каждый участок.

Наконец состоялось торжественное открытие Суэцкого канала, строительство которого обошлось в 454 миллиона франков. Его длина была 161 км, ширина водного зеркала колебалась от 160 до 415 метров, а глубина русла была не менее 22 метров. Суэцкий канал намного сократил морской путь из Европы в Азию, который прежде полностью огибал Африканский континент. Однако, вопреки ожиданиям, новая водная трасса в первые годы большим спросом не пользовалась: так, в 1870 году по каналу прошли лишь 478 кораблей с 26738 пассажирами на борту.

Главной причиной такой пассивности был страх европейцев перед жарким климатом этого региона, и многие путешественники по-прежнему предпочитали кружной, но более знакомый и комфортный путь через мыс Доброй Надежды. Сначала британцы скептически отнеслись к идее строительства Суэцкого канала, считая этот проект нереальным и чересчур дорогим, но когда поняли все стратегические и экономические преимущества этого торгового пути, то приложили все усилия, чтобы принять в нем самое активное участие.

Например, британское правительство выкупило у Исмаил-паши все египетские акции, и таким образом получило решающий голос в делах канала. Усиливая свое присутствие в регионе, британцы оккупировали Египет и основали в зоне канала военную базу, что тут же вызвало бурный протест европейских государств, и под давлением мировой общественности в Стамбуле была заключена международная конвенция об обеспечении свободы плавания по Суэцкому каналу; этот документ остался без изменений и когда Египет провозгласил свою независимость.

Однако по британо-египетскому договору английские войска по-прежнему находились в этом районе и оставили его лишь в начале 1950 годов. Судоходство по Суэцкому каналу несколько раз прерывалось из-за военных конфликтов. Так, Гамал Абдель Насер, не получив от правительств США и Великобритании обещанной финансовой помощи на строительство Асуанской плотины, провозгласил национализацию «Всеобщей компании Суэцкого морского канала» и объявил суверенитет Египта над каналом. Такая политика привела к вооруженному конфликту между Египтом и Великобританией, Францией и Израилем.

В сторону канала выступили израильские войска, в этом районе высадился британский и французский десант. Тогда египтяне заблокировали судоходство на канале, затопив около 50 заранее подготовленных кораблей. Англо-франко-израильская интервенция встретила резкое осуждение со стороны ООН и правительства СССР, не поддержало ее и правительство США. Британо-французские войска под опекой ООН покинули Египет, из сектора Газа и порта Аль-Акаба эвакуировались и израильские подразделения. После этой войны Франция и Великобритания уже навсегда утратили свое былое влияние на Ближнем Востоке. В следующий раз судоходство по Суэцкому каналу было прервано из-за агрессии Израиля против Египта.

Израиль захватил восточный берег канала, и контроль Египта над этим объектом был восстановлен после окончания египетско-израильской войны, а судоходство возобновилось в 1975 году. Тогда же Израиль впервые получил право на пользование каналом.

Суэцкий канал видео — как можно пройти по каналу: Суэцкий канал история и наши дни Суэцкий канал история и наши дни Суэцкий канал история и наши дни
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Сайт Природа читают 4716 человек. Читай и ты!
Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: