Панамский канал история и наши дни

Панамский канал — После постройки Суэцкого канала французский инженер Лессепс стал искать не менее грандиозной возможности для приложения своих сил, и его взор обратился к Западному полушарию. Уже в 1 половине XVI столетия, вскоре после того, как в Центральной Америке появились первые европейцы, возникла идея соединить каналом два океана, что значительно облегчило бы вывоз золота из Перу и освоение западных берегов Америки.

Однако Испания была категорически против, опасаясь утратить свое влияние в этом регионе. Когда в начале XIX столетия в Калифорнии нашли золото, США все-таки построили через Панамский перешеек железную дорогу, и новый вид сообщения между Колоном и Панамой привел к бурному расцвету торговли в портовых городах тихоокеанского побережья. Поезда шли практически по той же трассе, по которой позднее пролег Панамский канал. Фердинанд де Лессепс выступил с новой инициативой — от океана до океана построить канал. Пользуясь международным авторитетом, он быстро создал «Всеобщую компанию межокеанского канала», акции которой были мгновенно раскуплены во многих странах, и начались строительные работы.

Панамский канал на карте:

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт


Панамский канал история и наши дни:

Строительство Панамского канала шло в очень сложных условиях: мешали частые тропические ливни и опустошительные наводнения, что усугублялось болезнями — по оценкам специалистов, от малярии и желтой лихорадки тогда погибли от 20 до 40 тысяч человек. В Европе новый проект Лессепса назвали гибельной ловушкой, ведь доходило дo того, чтo некоторые группы рaбочих привозили с собой из Фрaнции собственные грoбы. Трудности оказались настолько большими, что Лессепсу так и не удалось завершить свое начинание, и после того как было построено две пятых канала, акционерное общество обанкротилось, а его председатель угодил за решетку.

 

Панамский канал

Панамский канал

Но сам проект был настолько заманчив, что США, которые к тому времени достигли высокого уровня развития, решили во что бы то ни стало завершить строительство. Дело в том, что отсутствие короткого пути между акваториями Атлантического и Тихого океанов все сильнее тормозило экспансию США в странах Латинской Америки и Азии. Сначала американцы хотели построить канал в Никарагуа, но их испугала активная вулканическая деятельность в этом районе, и было решено достроить канал, начатый Лессепсом.

Интерес Соединенных Штатов к строительству Панамского канала совпал с провозглашением Панамой независимости. И когда правительства США и Колумбии не смогли найти общий язык, американцы поддержали сепаратистов Панамы, во главе которых стоял Филипп Бюно-Варилья. После того как правительство США направило в порт Колон крейсер «Нэшвилл», события в регионе начали стремительно разворачиваться: была провозглашена независимость Панамы, США признали панамское правительство, обе страны подписали договор, по которому американцам разрешалось достроить канал.

Однако перед тем как возобновить работу, новые хозяева сделали все, чтобы снизить угрозу эпидемий, и за два года американский военный хирург Уильям Кроуфорд Горгас в зоне Панамского перешейка справился с желтухой и малярией. Строительство канала возобновили. Главным инженером стал американский полковник Джордж Вашингтон Геталз, которому подчинялись 14 тысяч рабочих; в пиковые моменты число занятых на стройке доходило до 85 тысяч человек.

Этот проект стоил огромных денег: кроме самого водного пути по обоим концам канала соорудили гавани, а также три серии двухкамерных шлюзов, искусственные водоемы, плотины и волноломы. Например, длина волнолома в заливе Лимон составляет свыше 3 км, а его высота — почти 5 метров; волнолом в Панамском заливе протянулся на 5 км. Огромные шлюзы длиной 350 метров и шириной 34 метра позволяли судам преодолевать перепад высот между уровнем Карибского моря и Тихого океана — на их строительство пошли миллионы кубометров особо прочного бетона.

В шлюзах установили огромные стальные створы, каждый из которых весит от 400 до 730 тонн. По 65-километровому панамскому коридору прошел первый корабль. Ширина канала колебалась от 91,5 до 305 метров, а минимальная глубина составила 13,7 метра; часть трассы канала совпала с долиной рек Чагрес и Рио-Гранде. Панамский канал значительно сократил морской путь от восточных берегов Северной Америки к западным и превратился в трассу международного значения — до его появления корабли огибали Южную Америку вокруг мыса Горн, а те широты известны своими штормами.

Канал и сегодня имеет огромное экономическое и стратегическое значение. Например, морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сокращается на 14600 км, из Ливерпуля в Сан-Франциско — на 10300 км. В течение года через канал проходит более 12 тысяч судов водоизмещением свыше 300 тонн, которые перевозят около 150 миллионов тонн грузов — в основном это нефть, каменный уголь и зерно.

Прохождение канала занимает от 24 до 30 часов. С первых дней Панамский канал стал камнем преткновения между США и Панамой. Соединенные Штаты вынудили Панаму передать им в вечное владение зону Панамского канала. Это была полоса земли шириной около 16 км, с севера на юг пересекающая Панамский перешеек. Американцы обеспечили себе право не только эксплуатировать канал, но и иметь в его зоне военные объекты. Взамен Панама получила 10 миллионов долларов сразу плюс ежегодные 250 тысяч долларов, которые США выплачивали еще в течение 10 лет. Пользуясь своим присутствием в зоне канала, США несколько раз вторгались в Панаму. Чаша и терпения в панамо-американских отношениях переполнилась, когда находящиеся в зоне канала американские войска обстреляли мирную демонстрацию панамцев и убили нескольких человек.

Панамское правительство обвинило США в терроризме и подняло вопрос о передаче Панаме контроля над каналом; в этом панамцев поддержали страны Латинской Америки. Панамо-американский конфликт длился 13 лет, пока президент США Джимми Картер и глава Панамы Омар Торрихос Эррера не подписали соглашения, по которому Соединенные Штаты обязывались покинуть зону Панамского канала.

Хотя юридически эта зона и отошла к Панаме, американцы еще не раз пытались нарушить соглашение. Окончательно контроль над всей зоной канала перешел к Панаме лишь в декабре 1999 года.

Панамский канал видео фильм: Панамский канал история и наши дни Панамский канал история и наши дни Панамский канал история и наши дни

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Сайт Природа читают 4716 человек. Читай и ты!
Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: