Тибет — описание и подробная информация

Тибет — загадочный край древних буддистских монастырей. В его горах берут начало великие реки Юго-Восточной Азии. Подлинным чудом природы признано самое длинное и глубокое в мире ущелье Диханг — место прорыва Брахмапутры через Гималаи. На границе Непала и Тибета вздымается к небесам высочайшая вершина планеты Джомолунгма («Божественная мать земли»), или по-европейски Эверест (8848 метров).   

Тибет

Тибет — описание и подробная информация

Тибет — историческая область. В 1965 году на значительной части его территории китайские власти создали Тибетский автономный район, включив его окраинные земли в состав нескольких китайских провинций. Тибет расположен на слабо всхолмленных или плоских равнинах Тибетского нагорья, которое с юга окружено Гималайским хребтом, а севера — горами Куньлунь.

Вся территория между этими естественными границами собрана в частые складки сравнительно коротких хребтов широтного направления высотой более 6000 метров (Трансгималаи, Тангла). На востоке гребнистые волны гор плавно изгибаются к югу. Между горными хребтами зажаты бесчисленные котловины и прорезанные реками долины. Ниже всех расположена долина реки Брахмапутры (3000 метров), где сосредоточено почти все сельское хозяйство Тибета, хотя по берегам восточных рек тоже имеются незначительные земледельческие угодья.

Тибет

Сложенное гранитами и гнейсами Тибетское нагорье — самое обширное и высокогорное плато в мире — поднялось из земных недр в результате интенсивных процессов альпийского орогенеза.

В одно время с ним формировались горные системы Гималаев и Куньлуня. Средняя высота нагорья – 4000 — 5000 метров, хотя здесь нет недостатка в пиках-семитысячниках.

Благодаря летним муссонам, приносящим влагу с Тихого океана, этот край богат растительностью. В горных впадинах образовались пресные и солёные озёра, крупнейшие из которых Нам-Цо, Силинг-Цо, Нгандзе-Цо и Тонгра-юм-Цо. Однако по мере продвижения к западу озёр становится все меньше, речная сеть — всё реже, а в ландшафте начинают преобладать каменные осыпи и пустыни, лишённые всякой растительности.

В покрытых вечными снегами горах Тибета берут начало многие великие реки Юго-Восточной Азии, в том числе Янцзы, Меконг, Салуин, Инд и Брахмапутра. Малые реки, не имея сил пробиться через горы, питают своими водами многочисленные озёра. Истоки Меконга и Салуина находятся в Юго-Восточном Тибете.

Река Брахмапутра зарождается близ западной оконечности Непала и около 1200 км бежит с запада на восток, снабжая чуть ли не всё население Тибета пресной водой. Вдоль её берегов испокон веков пролегает дорога, соединяющая здешние города и селения.

Тибет

Население Тибета невелико — на его огромной территории проживает лишь около 2,3 миллиона человек. Главный административный, религиозный центр и самый крупный город края — Лхаса. Мелкие промышленные предприятия сосредоточены в городках Шигацзе, Ньянгдзе и Чамдо. Наиболее слабо населена северная часть региона.

Основные занятия тибетцев — пастбищное скотоводство и земледелие. В речных долинах выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу, табак и овощи. Повсеместно разводят коз, овец и яков, которые в условиях высокогорья широко используются как вьючный и тягловый скот.

Тибет лежит в области крайне сухого субтропического континентального климата с выраженной вертикальной градацией климатических зон.

Средняя температура января составляет от 0 градусов С на юге до – 10 градусов С на севере; июля — от +5 до +18 градусов С. В Лхасе, расположенной на высоте 3630 метров, термометры в течение дня показывают от +7 градусов С до — 8 градусов С. Осадков выпадает мало. Юго-западные муссоны, приносящие в Индию обильные ливни, не в силах преодолеть высокие гималайские хребты.

На всей территории Тибета преобладает скудная тундровая, степная и пустынная растительность; леса произрастают только в речных долинах. Выше 6000 метров начинается зона вечных снегов и ледников.

До 1950 года Тибет был, по сути, самостоятельным государством, однако коммунисты, пришедшие к власти в Китае после революции 1949 года, решили, что он является неотъемлемой частью КНР. В октябре 1950 года китайские войска вступили в Тибет под предлогом содействия продвижению страны «по пути прогресса».

Китайцы правят Тибетом, но не душами его жителей.

В культурном отношении, особенно со времен распространения в этих краях буддизма (XI — XIV века) тибетцы гораздо теснее связаны с Индией, переняв у нее все достижения древней духовной культуры — от письменности, искусства и архитектуры до науки и философии. Из всех элементов, составляющих национальную идентичность тибетцев, главное место занимает их самобытная религия.

Буддизм пришел в Тибет в VII веке — его традиции принесли с собой жены 33 по счету царя Сронцзена Гампо, одна из которых была непальской, а другая — китайской принцессой. К XI — XII векам стараниями выходцев из Индии позиции буддизма в Тибете значительно окрепли — повсюду выросли крупные монастыри, не только ставшие центрами учености и образования, но и закрепившие за собой право на духовное руководство Тибетом (в Европе тибетский вариант буддизма принято называть ламаизмом).

Древнейшей религией тибетцев был бон, представлявший собой причудливое сочетание шаманской магии и анимизма. Приверженцы этого культа именовали себя «бон-по». Значение слова «бон» до конца не выяснено. По мнению некоторых ученых, оно означало шаманское заклинание, бормотание магических формул. Кое-где эта религия сохранилась до наших дней, но уже в измененной форме, впитав в себя многие элементы буддизма.

Тибет

Высшим божеством бона почитается милостивый Кун-ту-бзанг-по — владыка неба, земли и подземного мира, который сотворил вселенную из слизи, а живых существ из яйца. Ему подчиняются другие божества: владыка хаоса в образе голубого орла, 18 мужских и женских божеств живой природы и несметная рать второстепенных божков — полулюдей-полузверей с крыльями, головами и туловищами волков, змей или свиней.

Древние тибетцы верили в духов и демонов, обитающих в горах, озерах, реках, дуплах деревьев или камнях. Высоко в горах и сегодня можно увидеть каменные курганы (ларцзе) — немых свидетелей культа гор. В XVII веке ламы из монастыря Дрепунг неподалеку от Лхасы ввели теократическую систему правления во главе с Далай-ламой («далай» — «безмерный океан»).

Нынешний XIV далай-лама остается для соотечественников владыкой Тибета, где бы он ни находился. Давно живущий в эмиграции Далай-лама ведет неустанную борьбу за свободу, права и достоинство своего народа, за что в 1989 гoду был удостоен Нобелевской прeмии мира. Панчен-лама — второй после далай-ламы духовный вождь Тибета. В 1950 году X панчен-ламе было всего 12 лет. Поначалу он поддерживал Пекин и пользовался благоволением китайских властей, но в 1960 годах он обнародовал список китайских преступлений в Тибете и публично высказал надежду на обретение независимости, за что на 14 лет угодил в тюрьму.

До самой смерти в 1989 году панчен-лама в меру своих сил вел борьбу за сохранение культуры и природы Тибета. Далай-лама признал его новым воплощением шестилетнего Гедуна Чеки Ньима, но через несколько дней мальчик и его родители исчезли при загадочных обстоятельствах, а китайцы возвели на трон панчен-ламу по собственному выбору. Величайшая святыня Тибета — Джокханг, первый буддийский храм, основанный в 641 году.

У входа в храм возвышается каменный обелиск IX века в память о заключённом в те давние времена договоре о добрососедстве. Надпись на нем гласит: «Тибет и Китай сохраняют за собой те земли и границы, которыми владеют в настоящее время. Все, что к востоку — это Китай, а все, что к западу — вне сомнения земли великого Тибета. Ни одна из сторон не пойдет друг на друга войной и не станет захватывать чужие земли».

В наши дни эта надпись звучит, как мечта и заветное чаяние всех тибетцев. Еще в 50 годах XX века в Тибете насчитывалось около 600 тысяч монахов и свыше 6000 монастырей, которые были подлинными центрами тибетской культуры. В храмах хранились золотые изваяния, древние картины и множество других драгоценных реликвий. Здесь же располагались библиотеки, в которых наряду со священными текстами бережно хранились трактаты по медицине, астрологии и политике.

Тибет

Тибет

Обширная высокогорная страна, состоящая из самых высоких на планете хребтов и вершин Памира, Тибета и Гималаев, по праву считается «крышей мира». Она расположена на территории Таджикистана, Кыргызстана, Китая, Индии, Непала, Бутана и Бирмы.

Отношение XIV Далай-ламы к другим религиям строится на основе полной веротерпимости. Он призывает к широкому диалогу и совместному поиску решений проблем, стоящих перед человечеством. Его святейшество пользуется огромным уважением во всем мире как выдающийся духовный лидер и государственный деятель.

Заоблачное плато Тибетского нагорья окружено с юга высочайшими горами планеты — Гималаями, а с севера — суровыми горами Куньлунь. В древности все важнейшие торговые пути азиатского континента обходили стороной этот недоступный край.

Тибет — одно из самых загадочных и недоступных мест на планете. Высоко в горах высятся уединенные буддийские монастыри. Выше всех (на высоте 4980 метров) расположен монастырь Ронгпху. О том, что жизнь в Тибете течет по особому, предписанному властями руслу, туристы узнают, когда приходится получать разрешение на въезд и путешествовать только по дозволенным маршрутам под бдительным оком проводника.

Резиденцией далай-ламы был дворец Потала в священном городе Тибета — Лхасе. Сегодня в молитвенных и тронных залах дворца царит запустение. В зале совета тибетского правительства устроено кафе, а на крыше дворца развевается китайский флаг. Лхаса стала типичным коммунистическим городом с широкими улицами, памятниками на перекрестках и плац-парадом перед дворцом Потала.

Бесследно исчезли старые дома и узкие тенистые улочки. За последние 30 лет население города выросло в несколько раз. Мантра — это молитва-заклинание, представляющее собой особый магический набор слогов. Тибетцы верят, что постоянное повторение — а по возможности и начертание — мантр может высвободить скрытую в них энергию. Самая знаменитая мантра «Ом мани падме хум» стала своего рода символом веры в ламаизме.

Знак «ом» — это древнеиндийское обращение к Высшей Сущности. «Мани» означает на санскрите «алмаз, драгоценный камень», «падме» — «в лотосе», а «хум» — призыв силы. Символика этих простых слов поистине огромна. Лотос ассоциируется прежде всего с глубиной -он тянется к свету из водных глубин, чтобы распуститься на поверхности прекрасным цветком.

Раскрывающийся цветок символизирует переход из незримого мира в мир видимый, а мани — алмаз, собирающий в себе огромную энергию и наполняющий ею царство лотоса. Ступа (санскрит «вершина, холм») — буддистское культовое сооружение, стоящее отдельно либо входящее в состав храмового комплекса и предназначенное для хранения реликвий, статуэток Будды и священных текстов.

Приходящие поклониться святым местам паломники вращают молитвенные барабаны. В некоторых храмах диаметр таких барабанов достигает 2 метров, и прокрутить их можно только усилиями нескольких человек.

Корпоративные мероприятия москва, fatal на сайте <a href=»http://nika-art.ru/10-korporativnyy-otdyh-i-razvlecheniya.html» target=»_blank»>http://nika-art.ru</a>.

Получился целый реферат про Тибет, который в народе называют Братом Памира —  и вот еще отличное видео про Тибет:

[youtube]https://www.youtube.com/watch?v=P6VTP3xjli4[/youtube]

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Сайт Природа читают 4716 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: