Тибет — описание и подробная информация
Тибет — загадочный край древних буддистских монастырей. В его горах берут начало великие реки Юго-Восточной Азии. Подлинным чудом природы признано самое длинное и глубокое в мире ущелье Диханг — место прорыва Брахмапутры через Гималаи. На границе Непала и Тибета вздымается к небесам высочайшая вершина планеты Джомолунгма («Божественная мать земли»), или по-европейски Эверест (8848 метров).
Тибет — описание и подробная информация
Тибет — историческая область. В 1965 году на значительной части его территории китайские власти создали Тибетский автономный район, включив его окраинные земли в состав нескольких китайских провинций. Тибет расположен на слабо всхолмленных или плоских равнинах Тибетского нагорья, которое с юга окружено Гималайским хребтом, а севера — горами Куньлунь.
Вся территория между этими естественными границами собрана в частые складки сравнительно коротких хребтов широтного направления высотой более 6000 метров (Трансгималаи, Тангла). На востоке гребнистые волны гор плавно изгибаются к югу. Между горными хребтами зажаты бесчисленные котловины и прорезанные реками долины. Ниже всех расположена долина реки Брахмапутры (3000 метров), где сосредоточено почти все сельское хозяйство Тибета, хотя по берегам восточных рек тоже имеются незначительные земледельческие угодья.
Сложенное гранитами и гнейсами Тибетское нагорье — самое обширное и высокогорное плато в мире — поднялось из земных недр в результате интенсивных процессов альпийского орогенеза.
В одно время с ним формировались горные системы Гималаев и Куньлуня. Средняя высота нагорья – 4000 — 5000 метров, хотя здесь нет недостатка в пиках-семитысячниках.
Благодаря летним муссонам, приносящим влагу с Тихого океана, этот край богат растительностью. В горных впадинах образовались пресные и соленые озера, крупнейшие из которых Нам-Цо, Силинг-Цо, Нгандзе-Цо и Тонгра-юм-Цо. Однако по мере продвижения к западу озер становится все меньше, речная сеть — все реже, а в ландшафте начинают преобладать каменные осыпи и пустыни, лишенные всякой растительности.
В покрытых вечными снегами горах Тибета берут начало многие великие реки Юго-Восточной Азии, в том числе Янцзы, Меконг, Салуин, Инд и Брахмапутра. Малые реки, не имея сил пробиться через горы, питают своими водами многочисленные озера. Истоки Меконга и Салуина находятся в Юго-Восточном Тибете.
Река Брахмапутра зарождается близ западной оконечности Непала и около 1200 км бежит с запада на восток, снабжая чуть ли не все население Тибета пресной водой. Вдоль ее берегов испокон веков пролегает дорога, соединяющая здешние города и селения.
Население Тибета невелико — на его огромной территории проживает лишь около 2,3 миллиона человек. Главный административный, религиозный центр и самый крупный город края — Лхаса. Мелкие промышленные предприятия сосредоточены в городках Шигацзе, Ньянгдзе и Чамдо. Наиболее слабо населена северная часть региона.
Основные занятия тибетцев — пастбищное скотоводство и земледелие. В речных долинах выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу, табак и овощи. Повсеместно разводят коз, овец и яков, которые в условиях высокогорья широко используются как вьючный и тягловый скот.
Тибет лежит в области крайне сухого субтропического континентального климата с выраженной вертикальной градацией климатических зон.
Средняя температура января составляет от 0 градусов С на юге до – 10 градусов С на севере; июля — от +5 до +18 градусов С. В Лхасе, расположенной на высоте 3630 метров, термометры в течение дня показывают от +7 градусов С до — 8 градусов С. Осадков выпадает мало. Юго-западные муссоны, приносящие в Индию обильные ливни, не в силах преодолеть высокие гималайские хребты.
На всей территории Тибета преобладает скудная тундровая, степная и пустынная растительность; леса произрастают только в речных долинах. Выше 6000 метров начинается зона вечных снегов и ледников.
До 1950 года Тибет был, по сути, самостоятельным государством, однако коммунисты, пришедшие к власти в Китае после революции 1949 года, решили, что он является неотъемлемой частью КНР. В октябре 1950 года китайские войска вступили в Тибет под предлогом содействия продвижению страны «по пути прогресса».
Китайцы правят Тибетом, но не душами его жителей.
В культурном отношении, особенно со времен распространения в этих краях буддизма (XI — XIV века) тибетцы гораздо теснее связаны с Индией, переняв у нее все достижения древней духовной культуры — от письменности, искусства и архитектуры до науки и философии. Из всех элементов, составляющих национальную идентичность тибетцев, главное место занимает их самобытная религия.
Буддизм пришел в Тибет в VII веке — его традиции принесли с собой жены 33 по счету царя Сронцзена Гампо, одна из которых была непальской, а другая — китайской принцессой. К XI — XII векам стараниями выходцев из Индии позиции буддизма в Тибете значительно окрепли — повсюду выросли крупные монастыри, не только ставшие центрами учености и образования, но и закрепившие за собой право на духовное руководство Тибетом (в Европе тибетский вариант буддизма принято называть ламаизмом).
Древнейшей религией тибетцев был бон, представлявший собой причудливое сочетание шаманской магии и анимизма. Приверженцы этого культа именовали себя «бон-по». Значение слова «бон» до конца не выяснено. По мнению некоторых ученых, оно означало шаманское заклинание, бормотание магических формул. Кое-где эта религия сохранилась до наших дней, но уже в измененной форме, впитав в себя многие элементы буддизма.
Высшим божеством бона почитается милостивый Кун-ту-бзанг-по — владыка неба, земли и подземного мира, который сотворил вселенную из слизи, а живых существ из яйца. Ему подчиняются другие божества: владыка хаоса в образе голубого орла, 18 мужских и женских божеств живой природы и несметная рать второстепенных божков — полулюдей-полузверей с крыльями, головами и туловищами волков, змей или свиней.
Древние тибетцы верили в духов и демонов, обитающих в горах, озерах, реках, дуплах деревьев или камнях. Высоко в горах и сегодня можно увидеть каменные курганы (ларцзе) — немых свидетелей культа гор. В XVII веке ламы из монастыря Дрепунг неподалеку от Лхасы ввели теократическую систему правления во главе с Далай-ламой («далай» — «безмерный океан»).
Нынешний XIV далай-лама остается для соотечественников владыкой Тибета, где бы он ни находился. Давно живущий в эмиграции Далай-лама ведет неустанную борьбу за свободу, права и достоинство своего народа, за что в 1989 гoду был удостоен Нобелевской прeмии мира. Панчен-лама — второй после далай-ламы духовный вождь Тибета. В 1950 году X панчен-ламе было всего 12 лет. Поначалу он поддерживал Пекин и пользовался благоволением китайских властей, но в 1960 годах он обнародовал список китайских преступлений в Тибете и публично высказал надежду на обретение независимости, за что на 14 лет угодил в тюрьму.
До самой смерти в 1989 году панчен-лама в меру своих сил вел борьбу за сохранение культуры и природы Тибета. Далай-лама признал его новым воплощением шестилетнего Гедуна Чеки Ньима, но через несколько дней мальчик и его родители исчезли при загадочных обстоятельствах, а китайцы возвели на трон панчен-ламу по собственному выбору. Величайшая святыня Тибета — Джокханг, первый буддийский храм, основанный в 641 году.
У входа в храм возвышается каменный обелиск IX века в память о заключенном в те давние времена договоре о добрососедстве. Надпись на нем гласит: «Тибет и Китай сохраняют за собой те земли и границы, которыми владеют в настоящее время. Все, что к востоку — это Китай, а все, что к западу — вне сомнения земли великого Тибета. Ни одна из сторон не пойдет друг на друга войной и не станет захватывать чужие земли».
В наши дни эта надпись звучит, как мечта и заветное чаяние всех тибетцев. Еще в 50 годах XX века в Тибете насчитывалось около 600 тысяч монахов и свыше 6000 монастырей, которые были подлинными центрами тибетской культуры. В храмах хранились золотые изваяния, древние картины и множество других драгоценных реликвий. Здесь же располагались библиотеки, в которых наряду со священными текстами бережно хранились трактаты по медицине, астрологии и политике.
Обширная высокогорная страна, состоящая из самых высоких на планете хребтов и вершин Памира, Тибета и Гималаев, по праву считается «крышей мира». Она расположена на территории Таджикистана, Кыргызстана, Китая, Индии, Непала, Бутана и Бирмы.
Отношение XIV Далай-ламы к другим религиям строится на основе полной веротерпимости. Он призывает к широкому диалогу и совместному поиску решений проблем, стоящих перед человечеством. Его святейшество пользуется огромным уважением во всем мире как выдающийся духовный лидер и государственный деятель.
Заоблачное плато Тибетского нагорья окружено с юга высочайшими горами планеты — Гималаями, а с севера — суровыми горами Куньлунь. В древности все важнейшие торговые пути азиатского континента обходили стороной этот недоступный край.
Тибет — одно из самых загадочных и недоступных мест на планете. Высоко в горах высятся уединенные буддийские монастыри. Выше всех (на высоте 4980 метров) расположен монастырь Ронгпху. О том, что жизнь в Тибете течет по особому, предписанному властями руслу, туристы узнают, когда приходится получать разрешение на въезд и путешествовать только по дозволенным маршрутам под бдительным оком проводника.
Резиденцией далай-ламы был дворец Потала в священном городе Тибета — Лхасе. Сегодня в молитвенных и тронных залах дворца царит запустение. В зале совета тибетского правительства устроено кафе, а на крыше дворца развевается китайский флаг. Лхаса стала типичным коммунистическим городом с широкими улицами, памятниками на перекрестках и плац-парадом перед дворцом Потала.
Бесследно исчезли старые дома и узкие тенистые улочки. За последние 30 лет население города выросло в несколько раз. Мантра — это молитва-заклинание, представляющее собой особый магический набор слогов. Тибетцы верят, что постоянное повторение — а по возможности и начертание — мантр может высвободить скрытую в них энергию. Самая знаменитая мантра «Ом мани падме хум» стала своего рода символом веры в ламаизме.
Знак «ом» — это древнеиндийское обращение к Высшей Сущности. «Мани» означает на санскрите «алмаз, драгоценный камень», «падме» — «в лотосе», а «хум» — призыв силы. Символика этих простых слов поистине огромна. Лотос ассоциируется прежде всего с глубиной -он тянется к свету из водных глубин, чтобы распуститься на поверхности прекрасным цветком.
Раскрывающийся цветок символизирует переход из незримого мира в мир видимый, а мани — алмаз, собирающий в себе огромную энергию и наполняющий ею царство лотоса. Ступа (санскрит «вершина, холм») — буддистское культовое сооружение, стоящее отдельно либо входящее в состав храмового комплекса и предназначенное для хранения реликвий, статуэток Будды и священных текстов.
Приходящие поклониться святым местам паломники вращают молитвенные барабаны. В некоторых храмах диаметр таких барабанов достигает 2 метров, и прокрутить их можно только усилиями нескольких человек.
Корпоративные мероприятия москва, fatal на сайте <a href=»http://nika-art.ru/10-korporativnyy-otdyh-i-razvlecheniya.html» target=»_blank»>http://nika-art.ru</a>.
Получился целый реферат про Тибет, который в народе называют Братом Памира — и вот еще отличное видео про Тибет:
[youtube]https://www.youtube.com/watch?v=P6VTP3xjli4[/youtube]
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях: