Насекомые и их боги древности
Насекомые и их боги древности. С древнейших времен образы насекомых, по словам Пьера де Ронсара, «ювелирных изделий природы», вошли в мировую культуру. В мифологии разные виды насекомых соотносились с разными сферами Вселенной и разными частями мирового древа.
Божья коровка, бабочка и пчела у многих народов считались обителями верхнего мира, посланцами небес. Пчелу нередко связывали и со средним, земным, миром. Нижний мир представляли всякие злотворные насекомые: мухи, вши, комары и т.п.
Некоторые, особенно «небесные», насекомые почитались как тотемы (пчела- у горных народов Индокитая, отдельных африканских и австралийских племен) или священные животные. В Древнем Египте навозный жук – скарабей был символом бога Солнца.
В Древней Греции скорпион являлся атрибутом Меркурия, а пчелы служили эмблемой Эрота, знаком поэтического вдохновения. Пчел, носительниц плодородия, эллины также почитали как священных насекомых неистовой Артемиды, а сама богиня охоты воспринималась как царица пчел.
В святилище много грудой Артемиды в Эфесе, имитировавшей улей, жриц называли пчелами (подобным образом в Малой Азии в до-эллинистический период называли жрецов Великой Матери Кибелы).
Вредоносные насекомые иногда имели своих божественных повелителей, таких как Зевс Апомийос и мушиный бог на ближнем Востоке. Существовали даже специальные ритуалы, отвращающие вредоносных существ. Обращаясь к божеству – повелителю насекомых и делая ему необходимые подношения, просили его утихомирить и изгнать своих подданных.
На Востоке особенно почитали пчел. В индии пчела олицетворяла «медовых» Индру и Кришну, а также бога любви Каму (тетива его лука состояла из цепочки пчел), в священных текстах индуизма духовное познание уподобляется тому, как пчелы делают мед.
В Юго-Восточной Азии появление пчел символизировало приход весны (в русских веснянках пчелы также связываются с «отмыканием» весны), а их неустанное собирание нектара – трудолюбие и плодородие. Мед олицетворял обретение духовной силы и мудрости.
Помимо пчел в Юго-Восточной Азии особо почтительно относились к цикадам и кузнечикам. Цикады, способны претерпеть длинный цикл изменений от личинки до взрослого насекомого, символизировали вечную молодость, долголетие и бессмертие.
Кузнечики, которым приписывалась большая плодовитость, служили пожеланием многочисленного потомства. Мотыльки и стрекозы олицетворяли мимолетность жизни.
В христианстве кузнечик, божья коровка стали атрибутами богоматери, бабочка в руках Христа символизировала душу, пчела в раннехристианском катакомбном искусстве символизировала Воскрешение Христа и бессмертие, а в средние века пчелиная матка нередко отождествляется со Спасителем или служила эмблемой Девы Марии.
Библейские энтомологические мотивы и богословская литература включают в себя и образы таких насекомых как саранча, блохи, мухи (сатана именуется «царем мух»), богомолы (Григорий великий сравнивал с ними обращенных язычников) и др.
С насекомыми связано очень много различных богов древности, а также мифологических и сказочных мотивов. Как геральдические символы и эмблемы образы насекомых встречаются и на Востоке, и на Западе.
Пчел как символы верховной власти, порядка и мудрости можно увидеть в древнеегипетском искусстве и на наполеоновских регалиях.
С королевской символикой пчелы связаны и в Мьянме; декор из пчелиных сот нередко вписывался в резьбу дворцовых построек и царских тронов. В Мандалае королевские свадебные церемонии проводились в Пчелином Дворце с пчелиным троном.