Дрессированные животные и несвойственные трюки

Все цирки мира в свои программы вводят номера с дрессированными животными и птицами, потому что такие выступления нравятся публике. Но не всегда люди задумываются, как дрессировщики готовят такие выступления. Дрессированные животные не обладают способностью мыслить, а руководствуются инстинктами. Так, животные боятся огня, иногда воды, не могут выполнять трюки на канате, потому что боятся высоты.

Зрители не задумываются о том, к каким ухищрениям приходится прибегать дрессировщикам, чтобы добиться положительных результатов. Главный стимул у животных — любимая еда, которую получает зверь после правильно выполненного трюка.

Дрессировщик также должен уметь заставить животных выполнять свои требования и никогда не давать поблажек, иначе зверь просто перестает слушаться, что нередко приводит к трагедиям.

Дрессированные животные и несвойственные трюки

Вот вроде бы простой номер — тигр, прыгающий через огненное кольцо. Занимает такой номер не больше минуты. Но, например, известной укротительнице тигров Маргарите Назаровой потребовалось 250 репетиций, чтобы номер получился.

Тигры по своей природе очень осторожны, любые новые предметы вызывают у них страх — вдруг это ловушка. Поэтому сначала тигры прыгали через обычные кольца, без огня. Причем это были даже не кольца, а полукольца.

Когда тигры привыкли прыгать через них (получая после прыжка ожидаемый кусок мяса), полукольца постепенно смыкали в кольцо. И только после того, как звери уверенно стали выполнять этот трюк, их стали приучать к огню по контуру обруча.

Сначала это были лампочки, которые крепились по кольцу, начиная с нескольких штук и кончая полностью освещенным обручем. Когда тигры привыкали к свету вокруг кольца, тогда уже использовали настоящий огонь. Хочется подчеркнуть, что тигры боятся огня, и только благодаря правильно выбранному методу дрессировки зрители могут видеть такой красивый номер на арене.

Многие помнят еще одного советского дрессировщика — Бориса Эдера. Он занимался дрессировкой различных животных — львов, тигров, леопардов, полярных и бурых медведей, и немного со слонами и страусами.

Так, у него был трюк с бурыми медведями — эти звери ходили на довольно высоко натянутых канатах. Им натягивали два каната — отдельные под правые и левые лапы. Ходьба по тонкой проволоке несвойственна этим дрессированным животным, тем более на высоте. Потребовались долгие месяцы тренировок, прежде чем бурые красавцы стали канатоходцами.

Кстати, однажды у Эдера на репетиции был случай, едва не приведший к трагедии для бурых питомцев: ассистенты по небрежности пустили с двух сторон навстречу друг другу медведей. А медведи, как кстати и лошади, не могут пятиться назад. Борис Афанасьевич был в ужасе — один из медведей, казалось, неизбежно сорвется вниз и получит травмы.

Но медведи как-то сориентировались — один лег на канаты, а другой прошел по нему и зашагал дальше, второй тоже поднялся и продолжил путь. Этому их никто не учил, медведи сами нашли выход из казалось бы тупиковой ситуации.

Медведи-канатоходцы сейчас появились в Омском цирке — они ходят по канату на задних или передних лапах. Так как чувство балансировки у медведей не врожденное — в природе они передвигаются исключительно на четырех лапах — их приходится долго учить передвигаться на двух лапах. У медвежат такой процесс обучения занимает от семи до восьми месяцев.

Их, как маленьких детей ставят на две лапы и передвигают по очереди мохнатые «ноги». И уже когда медведь уверенно держится на двух лапах, его уже обучают ходить по канатам. Номер с медведями — канатоходцами пользуется заслуженным успехом у зрителей. Кстати, в зарубежных цирках пробовали поставить аналогичный трюк, но не получилось. Может, российские мишки более способные?

Еще хочется отметить замечательную дрессуру хищников в советском фильме «Полосатый рейс». И особенно отметить тот эпизод, в котором тигры прыгают с теплохода и плывут к пляжу.

Прекрасно зная о, мягко говоря, нелюбви большинства представителей семейства кошачьих к воде и всему, что с ней связано, можно представить трудности, которые преодолели дрессировщики на съемках данного эпизода. Про то, как снимался весь фильм в целом, писалось много, поэтому повторяться не стоит.

Дрессировщики отмечают, что представители рода кошачьих довольно легко поддаются дрессировке. Особняком стоят в этом списке всеми любимые домашние дрессированные животные — кошки. Считалось, что они дрессировке не поддаются.

Но народный артист РСФСР Юрий Куклачев доказал обратное. Он занялся с этими животными и добился большого успеха — его Театр Кошек известен не только в России, но и во всем мире. В репертуаре театра порядка десяти спектаклей, которые пользуются неизменным успехом.

В заключение хочется отметить высокий профессионализм советских дрессировщиков. Так, Борис Афанасьевич Эдер был первым из российских дрессировщиков, который начал свою карьеру дрессировщика в 1932 году с группой львов, приобретенных у немецкого дрессировщика Карла Зембаха.

Как уже отмечалось выше, Борис Эдер работал с многими хищниками, создал свою школу дрессуры, основанную на ласковом отношении к дрессированным животным и изучении особенностей характеров своих питомцев. Им были поставлено много замечательных номеров.

Среди учеников этого великолепного дрессировщика такие не менее замечательные мастера своего дела, как Маргарита Назарова, Вальтер Запашный, Эльвина Подчерникова.

Дрессированные животные и несвойственные трюки

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: