Жизненный путь в один век: непростая судьба «Девушки с ядром» с картины Самохвалова
Героиня полотна «Девушка с ядром» и художник Самохвалов. | Фото: facebook.com / maslovka.org / leningradartist.livejournal.com
Третьяковская галерея — музей, в залах и запасниках которого хранится одна из самых больших в мире коллекций русского изобразительного искусства: десятки тысяч полотен художников, творивших в разные времена. В этом обзоре речь пойдет об одном из них — картине «Девушка с ядром» (1933) кисти известного русского советского художника, живописца и графика — А.Н. Самохвалова. Он создал множество образов людей, увлеченных стихией совершенно новой жизни в молодой стране Советов. Героями его полотен всегда становились реальные люди. И «девушка с ядром» тоже, и она до сих пор жива.
Немногие знают, что героиня картины А.Н.Самохвалова «Девушка с ядром» — реальный персонаж. Причем, она не только до сих пор жива, но и недавно отметила свое 100-летие. И не смотря на свой преклонный возраст, до сих пор вспоминает о своей жизни и о встрече с художником Самохваловым.
«Жизненный путь длиною в целый век — это как марафон на очень длинную дистанцию — дойти до финишной прямой мало кому удается.
Далекая Германия. Берлин. Особенный день. Дети, внуки, правнуки собрались — ждут виновницу торжества. Да, нечасто бывает в жизни человека такая дата. Целый век по этой земле прошла — невольно задумалась о том, как жила, что сделала, какое наследие оставила.
Подошла к зеркалу: пристально всмотрелась в облик, потрепанной жизнью маленькой женщины. Грустинка пробежала по морщинистому лицу. Из зеркала смотрела старушка с бледным морщинистым лицом, со взглядом полным мудрости и тепла, с волосиками на голове тоненькими и белыми — как пух, словно одуванчик, с тонкой шеей, согнутыми плечами под грузом прожитых лет. Да и натруженные руки, о многом могли бы рассказать…
Героине полотна «Девушка я ядром» (1933г.) — 100 лет. ¦ Фото: facebook.com
Вдруг волной нахлынули воспоминания, унося в те далекие годы безмятежной молодости, когда верилось в светлое будущее, строились грандиозные планы. Как будто совсем недавно вышла замуж за любимого парня, родила малышку. Казалось счастье будет вечным, но война-злодейка вмиг разрушила все надежды на счастливую жизнь.
Перед глазами вдруг всплыли картины тех буреломных событий, искалечивших судьбу:и эвакуация с Ленинграда на Урал вместе дочуркой и мужем, которого вскорости забрали в трудармию, и коза-кормилица Зинка, которая не дала умереть с голоду, и как работая на рудниках Миасса, а затем в геологической конторе в Кыштыме, падала в голодные обмороки от недоедания и хронической усталости.
Ленинград после 872-х дней блокады. Архивные кадры. ¦ Фото: 9may.ru
И как после войны с дочкой на руках, вернувшись в разрушенный Ленинград, получила предписание: за 24 часа убраться с города. Ведь немка — враг народа!
Пришлось снова вернуться на Урал, а вскорости вместе с мужем выехать на спецпоселение в далекую Среднюю Азию. Родить и вырастить там еще двоих детей. И как прожив полвека, в городе на Сыр-Дарье, до 72-х лет пришлось работать в планово-экономическом отделе крупного предприятия на ответственной работе.
И когда дети решили выехать в далекую Германию — было уже под 80, но не задумываясь поехала с ними.
А еще в жизни был незабываемый май 1933 года и дачный поселок – Мариенбург, что под Гатчиной, где родители снимали дачу у довольно известных художников — отца и сына Ференцев. Вокруг царила весна, пробуждая чувства и азарт молодости. На летних площадках по вечерам играли духовые оркестры, зазывая молодежь.
За плечами почти 17 лет и, казалось, вся жизнь впереди, наполненная романтикой, патриотизмом и неуемным оптимизмом.
«Девушка с ядром» (1933г.) кисти советского художника Самохвалова А.Н. ¦ Фото: maslovka.org
И была судьбоносная встреча у озера. Мужчина средних лет, гостивший у хозяев дачи, как позже оказалось также художник, неожиданно предложил позировать для его картины. В те годы было повальное увлечение спортом, будучи очень хорошей спортсменкой, увлекалась легкой атлетикой, лыжами, прыжками в воду с трамплина, имела красивое спортивное тело. Это, наверное, привлекло и вдохновило тогда живописца.
А позже узнала, что незнакомец был известным в то время художником А.Н. Самохваловым, всегда писавшим свои картины только с натуры — реальных людей, а не собирательные образы.
Впоследствии Самохвалов вспоминал о работе над картиной: «Этот целеустремленный взгляд сверкающих глаз, этот новый ритм движений, эти черты нового в повседневной жизни молодежи – я с жарким увлечением всматривался в них». Вот так и появилась «Девушка с ядром», хранящаяся до сих пор в Третьяковке.
«После кросса» живописное полотно Самохвалова А.Н. ¦ Фото: babanata.ru
Ряд портретов, ставших характерными произведениями социалистического реализма А.Н.Самохвалова. ¦ Фото: babanata.ru / www.maslovka.org
Это была самая яркая страница жизни ровесницы молодой страны Советов, жившей в эпоху грандиозных событий. А ведь сколько лет с тех пор утекло…
Да, все же странная штука – память. Чем становишься старше, тем жизненный опыт становится вдруг актуальнее, события давно минувших дней всплывают из небытия: то, что было вчера, и то, что было 50 лет назад, оказывается вдруг на одной линейной плоскости.
Вот так еще иду по земле при живом уме и ясной голове, читая книги и газеты, интересуясь, политикой, помня наизусть номера телефонов своих родных, и веду переписку с последним, из оставшихся в живых, одноклассником из Питера.И спасибо Господу, за такую ценную награду — как память…»
Отогнала воспоминания, встряхнув головой, смахнула слезинку, тихо сбегающую по щеке и тихонько пошла, ведь ждут…
Жизнь продолжается.
Да уж действительно старость дана человеку — как дар, не каждому дано дожить до таких глубоких морщин и седых волос. И многие задаются вопросом, когда же она приходит? Частичный ответ можно найти в исповеди-размышлении американки Филлис Шлоссберг.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях: