О состоянии духовности в охотничьем сообществе
На страницах «Российской охотничьей газеты» в 2016 году публикуются и обсуждаются вопросы о стоянии охотничьего сообщества страны в различных их направлениях. Не является исключением и опубликованное мнение биолога-охотоведа Александра Пушкина, «РОГ» № 12, «Охота как часть духовной жизни общества».
Фото Ивана СОБЧУКА
Перейти к статье: «Охота как часть духовной жизни общества»
Нельзя не согласиться с весьма аргументированными и обоснованными суждениями автора, целиком поддерживая его выводы и взгляды на состояние охотничьей отрасли в настоящее время. В то же время нельзя уповать и ждать милости от правительства, которому, как свидетельствует практика последних десятков лет, безразлична сама суть охотничьего сообщества, с его составляющими — промысловыми, любительскими и спортивными направлениями охотничьей деятельности.
Со сменой общественного строя страны и при переходе к капиталистическим рыночным отношениям охотничье сообщество оказалось на задворках деятельности государственных структур. Подверглось разрушительному влиянию западных «гуманных» зеленых направлений в деятельности общественных охотничьих отношений и в целом самой сути охоты — как традиционных отношений в жизни страны и его многонационального народа.
С разрушением общественных охотничьих объединений и организаций, коллективов как основы любительской охоты, поставив во главу деятельности охотничьего сообщества бизнес с частными коммерческими структурами, целью которых является извлечение прибыли, была нарушена не только основа гармонии человека и природы, но и основа ее духовности в понимании и оценки сущности и места охотничьего хозяйства страны.
Разрушенными оказались не только первичные организации с их миллионной армией любителей традиционных видов охоты, но и промысловые охотничьи кооперативы, заготовительные базы и звероводческие фермы, приносившие солидный доход в государственный бюджет. Чиновники государственных структур и в первую очередь правительство в силу своей недальновидной, а по большому счету наплевательской политики исключило охотничье хозяйство из сферы государственных хозяйственных отношений.
Оказавшись на обочине государственного регулирования, охотничье сообщество и в первую очередь чиновники Росохотрыбловсоюза не смогли выработать и предложить обоснованную программу выхода охотничьего хозяйства из кризиса, а охотничье сообщество не консолидировалось и не смогло отстоять идеологическую суть охоты.
В то же время, оглядываясь на всю историю охотничьего хозяйства страны, нельзя согласиться с той пагубной политикой государственных органов в отношении морально-нравственных устоев в стране, которые не обошли стороной и охотничье сообщество. Разрушив традиционные духовные отношения в жизни населения страны, исключив и запретив морально-этические заповеди православной Библии, правящая партия с ее мощным идеологическим аппаратом не смогла предложить населению правдивую программу духовно-нравственного возрождения нации.
Оказавшись, по сути, без ясной и понятной программы своего обустройства, население страны, особенно отдаленное от центров, сохраняло устоявшиеся духовно-нравственные устои, предавая их из поколения в поколение как часть этических и правовых норм и заповедей. Оно смогло уберечь и сохранить их вплоть до перестроечных 80-х годов, в том числе и в национальных традиционных видах, какой является и русская охота.
С потерей духовно-нравственных устоев в жизни людей и нахлынувшая пропаганда, восхваляющая западные образы жизни с их свободами и вседозволенностями, сыграли пагубную роль в моральном состоянии народа и особенно подвергли сомнениям молодое поколение.
Постепенно стали искореняться обычаи и нравы, традиции и устои бережного отношения к природе, уважительного отношения к людям старшего поколения, забвения исторических и воинских подвигов, что привело к моральному обнищанию общества и потере ее патриотических идей в духовной жизни. А разрушение социалистических экономических отношений и переход к рыночным окончательно разрушило экономику страны, в том числе поразив и охотничьи хозяйства.
Охотничьи организации и коллективы как основа подготовки и становления охотника после лишения их аренды обустроенных ими охотничьих хозяйств, выдачи членских охотничьих билетов оказались не у дел и не смогли сохранить ряды любителей охоты, а по большому счету и саму суть любительской охоты.
Нельзя не отметить влияния на традиционные виды охоты, о чем подчеркнуто в статье Е. Целыховой («РОГ», № 7–9, 2016 г.), с их нормами и заповедями, пропагандированные в средствах массовой информации недоступные виды охот с их многочисленными трофеями и способами добычи, с применением последних достижений техники и авиации, которые не только недоступны простому охотнику с его мизерной зарплатой и пенсией, но и подрывают саму суть охоты и моральные устои общества.
Негативное влияние на моральное состояние охотничьего сообщества сыграло и оказавшееся после приватизации и залоговых аукционов разделение населения по имущественному состоянию и толщине кошелька, поставив во главу отношений между населением материальный и административный ресурс, издав непонятные для большинства охотников законодательные акты, окончательно подорвавшие веру в справедливость.
В отношениях среди членов коллективов и руководства части организаций стали преобладать влияние и власть денег, выезды на коллективные охоты распределялись лишь только среди «своих», приближенных руководству охотников. Большая часть рядовых охотников оказалась лишена возможности участвовать в проводимых коллективных охотах, а установленные охотпользователями непомерно высокие цены на традиционные виды охот оттолкнули рядового охотника от пребывания в коллективе. Вызвало волну негодования способствующих утраты у части охотничьего сообщества моральных устоев и пренебрежением к соблюдению традиционных норм и правил охоты.
Общему разрушению в охотничьем сообществе способствовал и большой приток в члены охотколлективов новых членов в 1970–1980 гг., доступность приобретения оружия. Все это вызывало повышенный интерес у населения и способствовало притоку многочисленных членов в ряды охотников.
Выезды на охоту стали восприниматься частью охотников, особенно у руководства, как место отдыха от служебных и семейных обязанностей, как встречи с коллегами, нужными людьми и друзьями. А сама охота сводилась лишь к отстрелу дичи с вышек и подкормочных площадок. Все это окончательно подорвало саму суть охоты, с ее страстью и непредсказуемостью.
Безусловно, охотколлективы, охотничьи клубы должны стать центром нравственного сплочения миллионной армии охотников, возрождения охотничьего сообщества, где человек с ружьем понимал и осознавал себя как часть хрупкой и многогранной природы, источника жизни на Земле. Сохранить ее красоту и гармонию — одно из направлений деятельности охотничьих коллективов и организаций, возрождения духовных начал в их деятельности.
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях: