Как выполнить поручения президента
В декабре прошлого года Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил перечень поручений Правительству РФ и другим государственным органам по вопросам охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов (№ Пр-2374 от 08.12.2016). Их содержание было опубликовано в «РОГ» № 51 (1167) 21–27 декабря 2016 г. Срок исполнения был определен 1 марта 2017 г.
Фото kremlin.ru
И вот Минприроды России предприняло первые шаги по выполнению поручения. Начали с усиления мер по борьбе с браконьерством. Инициатива об этом приоритетном направлении исходила из профильного департамента и его нового руководителя.
24 марта 2017 г. под председательством министра С.Е. Донского в министерстве прошло совещание на тему «Об усилении мер по противодействию браконьерству в отношении объектов животного мира».
Совещание прошло в закрытом режиме, прессу не приглашали. В его работе принимали участие руководители Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства (далее — департамент охоты), Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России (департамент охраны окружающей среды), МВД, руководители региональных исполнительных органов охотничьей власти, ряда охотничьих общественных организаций и директора государственных заповедников. Были приняты серьезные решения.
Департаменту охоты (Филатову А.А.) поручено в срок до 1 мая 2017 г. направить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации опыт использования фотовидеофиксации фактов браконьерства, рекомендации по координации действий с территориальными органами МВД, ФСБ, Росгвардии в рамках работы Советов безопасности при губернаторах, рекомендации по целесообразности изменения структуры региональных органов охотничьей власти.
В срок до 1 июля 2017 г. провести совещания с охотпользователями по вопросу совершенствования эффективности производственного охотничьего контроля. До 31 мая 2017 г. подготовить предложения по совершенствованию такс и методик исчисления ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, по экономическому стимулированию граждан, предоставивших достоверную информацию о фактах браконьерства, созданию единой федеральной информационной базы данных на нарушителей, поэтапному увеличению финансирования для обеспечения деятельности не менее трех госинспекторов в каждом муниципальном районе.
Департаменту охраны окружающей среды (Колодкину А.В.) поручено подготовить предложения по совершенствованию охраны на особо охраняемых природных территориях, включая предложения об обеспечении служебным оружием и специальными средствами должностных лиц, осуществляющих охрану.
Особое внимание будет уделено эффективности организации охраны в ряде заповедников, федеральных заказников и национальных парков, а также в местах обитания снежного барса и сайгака.
Руководителям ФГБУ, осуществляющим управление на особо охраняемых природных территориях, было поручено уделить особое внимание фактам браконьерства со стороны штатных работников вверенных учреждений, принять меры по обеспечению инспекторов табельным оружием, отказаться от практики отвлечения инспекторского состава опергрупп на проведение противопожарных мероприятий, исключить практику одиночного патрулирования территории.
По итогам совещания Минприроды России было подготовлено письмо на имя Президента РФ В.В. Путина «О дополнительных мерах по повышению эффективности борьбы с браконьерством». В письме подчеркивается, что по экспертным оценкам только годовой оборот продукции нелегальной охоты в нашей стране составляет 18 млрд рублей, а само браконьерство является ключевым фактором резкого снижения численности популяций сайгака, кабарги, дикого северного оленя, архара, снежного барана, безоарового козла и сибирского козерога.
Последствия браконьерства на копытных в ареале амурского тигра являются лимитирующим фактором для дальнейшего увеличения популяции тигра на Дальнем Востоке. Численность должностных лиц, осуществляющих функции госохотнадзора, явно недостаточна.
Сейчас в среднем на одного госохотинспектора приходится 365 тыс. га подконтрольных ему охотничьих угодий. Созданный институт производственного охотничьего контроля, осуществляемого охотпользователями, не может в полном объеме восполнить эту проблему, так как производственные охот-инспектора не имеют достаточных юридических полномочий, позволяющих эффективно бороться с браконьерством (составлять протоколы об административных правонарушениях, изымать орудия и продукцию незаконного природопользования).
В связи с изложенным Минприроды России считает необходимым внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, наделяющих производственных охотничьих инспекторов и общественных инспекторов по охране окружающей среды правом составления протоколов, доставления физического лица в служебное помещение органа МВД, личный досмотр и досмотр вещей, транспорта, изъятия орудий и продукции браконьерской охоты.
Немаловажно, если первые шаги по реализации данной инициативы буду сделаны именно в Год экологии, подчеркнул министр. На письме президент поставил резолюцию «Согласен». Будем надеяться, что инициатива департамента охоты и Минприроды России претворится в жизнь.
28 марта помощник президента, начальник Контрольного управления Президента РФ К. Чуйченко в письме к президенту сообщает о ходе выполнения перечня поручений по вопросам совершенствования системы охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов.
Сообщается о ходе работ по совершенствованию вопроса о продлении охотхозяйственных соглашений, подготовлен проект поправок, проходящий согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Минприроды России предлагает повысить таксы, применяемые для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, на 40%, по сравнению с уже существующими. Это поддержано Минфином России.
Так, например, за незаконный отстрел лося браконьер вместо прежних 40 тыс. рублей таксы должен будет выложить 56 тыс. рублей, за кабана не 15 тыс., а 21 тыс. рублей. Но это только таксы. Помимо этого, существенно повышаются штрафы за незаконную охоту.
Так штраф за нарушение ч. 1 ст. 258 УК РФ (незаконная охота) с 200 тыс. рублей повышается до 500 тыс. рублей, арест на срок до 6 месяцев заменяется лишением свободы на срок до 2 лет. Так что браконьер, прежде чем поднять ружье, подумает, чем это может для него закончиться.
Также Минфином поддержано предложение Минприроды России об установлении ежегодной ставки сбора на пользование отдельными массовыми видами охотничьих ресурсов (утки, гуси, зайцы). Пока неясно, придется ли охотнику платить за пользование конкретными видами или только за группы видов охотничьих животных.
Предложено урегулировать вопрос, связанный с государственной защитой и страхованием жизни и здоровья государственных охотничьих инспекторов, а также членов их семей по аналогии с ФЗ «О службе в органах внутренних дел…».
Рекомендовано ввести правовое регулирование статуса госохотинспекторов в части ношения и хранения ими огнестрельного оружия и специальных средств по аналогии с сотрудниками МВД. Предложено законодательно закрепить за гражданами обязанность по обучению требованиям охотминимума.
Редакция «РОГ» уже начала получать от охотников и специалистов мнения относительно этих инициатив Минприроды. Сегодня в рубрике «Точка зрения» — рассуждения нашего давнего автора, охотоведа Виктора Гурова.
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях: