К чему привела ликвидация лицензий
Уважаемая редакция! В «Российской Охотничьей Газете» постоянно обсуждаются наболевшие проблемы пользования охотничьими ресурсами при осуществлении любительской охоты в условиях ныне действующего законодательства.
Исходя из многолетнего практического профессионального опыта работы как в системе Росохотрыболовсоюз, так и в государственных органах охотничьего надзора Кабардино-Балкарии, хотел бы внести свою лепту в понимание существа возникших проблем и обратить внимание на недопустимые ляпы, допущенные в законодательных актах РФ, непосредственно относящихся к охоте.
Фото Андрея ЧУГИНА
Надеюсь, что публикация предлагаемой статьи будет интересна многомиллионному братству охотников нашей страны и послужит побудительным импульсом к действиям депутатов Госдумы РФ нового созыва по исправлению допущенных ранее недоработок, странных ошибок, а также к корректировке стратегического направления развития охотничьего хозяйства как отрасли народного хозяйства страны.
Федеральный закон «О животном мире», в развитии которого принимались другие законы, в т.ч. «Об охоте … », «О рыболовстве» и другие нормативные правовые акты предусматривает возможность бесплатного использования массовых, не лимитируемых (лицензионных) объектов животного мира.
Наиболее ценные — лицензионные виды охотничьих животных (копытные, медведи и некоторые пушные звери) добывались до апреля 2010 года строго ограниченно, в объемах согласно утвержденным лимитам по специальным платным лицензиям. Размер налогового сбора за право добычи одной особи каждого лицензионного вида дичи устанавливался Налоговым кодексом РФ и взимался при получении охотником лицензии.
В апреле 2016 г. исполнилась шестая годовщина вступления в силу Закона «Об охоте … ». По существу, Закон «Об охоте» не стал актом развития основополагающего закона «О животном мире», каковым должен был бы стать, а подмял его под себя.
Проблемы заключаются в следующем:
1) Вступление с силу Закона «Об охоте…» упразднило институт лицензирования добычи отдельных видов охотничьих животных и сам вид охотхозяйственной деятельности.
2) Фактически прекращено право охотников-любителей охотиться на нелимитируемые виды охотничьих ресурсов бесплатно, в связи с введением в закон нормы обязательного получения платного разрешения на добычу любых видов охотничьих ресурсов, независимо от их статуса. Размер госпошлины за выдачу такого разрешения возрос с момента принятия закона до 2014 года со 100 до 650 рублей, а при добыче лимитированных видов дичи охотнику необходимо заплатить как налоговый сбор, так и госпошлину за право их добычи.
И еще (для сравнения) — при получении разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, действующего 5 лет, взимается плата в размере 1О рублей, а на промысловый отлов рыбы и др. объектов рыболовства во внутренних водоемах и морях для физических лиц в размере 350 рублей. Любительский лов рыбы осуществляется бесплатно.
3) Затратность при оплате получения права на добычу лимитируемых видов охотничьих ресурсов возросла и составила от 104,33% при желании отстрела зубра до 3350% при отстреле фазана, тетерева или каждого из пяти видов пастушковых птиц, в соответствии со статьями 333.3 и 333.33.96 Налогового кодекса РФ.
Следует заметить, что указанные пастушковые виды птиц для большинства охотников не представляют интереса как желанная добыча, а видовая принадлежность этих птиц неведома не только простым охотникам, но и работникам охотничьих хозяйств, должностным лицам охотнадзора, а также не просто определяется орнитологами.
4) Ресурсы животного мира, в т.ч. и охотничьи, являются федеральной государственной собственностью, достоянием народа и составной частью российской казны. Они должны эффективно и выгодно использоваться, посредством охоты, в интересах государства и всех граждан.
Очевидно, государство утратило свой интерес, отдав предпринимателям в этой отрасли народного хозяйства эксплуатацию небольшой, но наиболее хозяйственно ценной части животного мира на откуп, которые предпочитают удовлетворять прихоти наиболее состоятельной и влиятельной части клиентуры, игнорируя государственные интересы в максимально доступном получении охотничьей продукции и интересы рядовых граждан в удовлетворении своих потребностей, связанных с охотой.
Охотничье хозяйство такими предпринимателями превращается из отрасли, добывающей продукцию, в отрасль предоставления дорогостоящих несертифицированных и без альтернативы навязываемых услуг. Не случайно, в среде охотников страны бытует подразделение охотничьих угодий на общедоступные и «общенедоступные».
5) Перечни видов/подвидов охотничьих ресурсов, лимиты добычи которых утверждаются в установленном порядке (ранее такой перечень устанавливал статус лицензионных видов животных), в разных законодательных и нормативных правовых актах существенно разнятся как по видовому, так и по количественному составу, в т.ч.: в ч. 4 ст. 24 Закона «Об охоте» такой перечень содержит 13 видов/подвидов, полномочия, по лимитированию которых передаются органам субъектов РФ; в «Нормативах допустимого изъятия охотничьих ресурсов», утвержденных Приказом Минприроды РФ от 30.04.2010г . .NQ 138 — 30 видов/подвидов; в ст. 333.3 Налогового кодекса РФ — 47 видов/подвидов.
6) Напрашивается вопрос — «С чьей легкой руки 17 таксонов охотничьих ресурсов, лимиты добычи которых не утверждаются, попали в перечень таковых в Налоговый кодекс РФ? Из них для шести видов пастушковых птиц и саджи нормативы допустимого изъятия вообще не устанавливаются, а для таких видов охотничьих животных, как куницы (3 таксона), дикие кошки (2 таксона), норка европейская, росомаха, енот-полоскун, каменный глухарь, улары, тетерев (в летне-осенний сезон) и фазан лимиты не утверждаются и поэтому за их добычу налоговый сбор не должен взиматься (т.е. их добыча условно бесплатна), но необходимо оплатить госпошлину в размере 650 рублей отдельно за добычу: пернатой дичи в весенний и летне-осенний сезон; пушных зверей; зайцев и далее по списку, если, конечно, хватит денег.
Все вышеизложенное не способствует полному использованию охотничьих ресурсов, сокращает налоговые поступления в бюджет страны, лишает возможности малообеспеченным слоям населения законного способа выживания в сложных кризисных условиях и порождает неистребимую незаконную охоту. Законодателю совершенно необходимо разобраться с тем, что происходит, и дальнейший путь развития охотничьего хозяйства должен быть как отрасли народного хозяйства.